Копипасты

Почему верующим многое прощают

С lesswrong.ru

Коренной поедатель пейотля

Вы – губернатор штата, в котором живёт много индейцев. Вы запретили все изменяющие сознание вещества (с исключением уважаемых алкоголя, табака, кофеина и нескольких других), потому что вы настоящий Американец, который верит, что они заставят подростков совершать преступления. К вам приходит представитель индейского населения.

– Наши люди использовали пейотль в религиозных обрядах сотнями лет. – говорит он. – Это не привело нас ни к зависимости, ни к совершению преступлений. Пожалуйста, последуйте Первой Поправке и сделайте исключение для наших религиозных целей, чтобы мы могли продолжать практиковать свои древние ритуалы.

Вы соглашаетесь. Тогда лидер атеистического сообщества вашего штата проникает в ваш офис через вентиляцию (потому что, ну серьёзно, как ещё лидер атеистов может получить доступ к губернатору штата?).

– Как атеист, – говорит он, – я оскорблён тем, что вы делаете исключения из своего анти-пейотлевого закона для религиозных целей, но не, скажем, рекреационных целей. Это нечестная дискриминация в пользу религии. То же верно для законов, по которым сикхи могут носить тюрбаны в школе в поддержку Бога, но мой сын не может носить бейсболку в школе в поддержку «Yankees». И для законов, по которым мусульмане могут получить перерыв в работе на государственной должности для молитвы пять раз в сутки, но я не могу получить перерыв для перекура. И для законов, по которым в столовых государственных учреждений должна быть специальная кошерная еда для иудеев, но не специальная паста для людей, которые очень любят пасту.

– Хотя мои политические решения и выглядят так, будто я считаю, что религия важнее любых других потенциальных причин нарушать правила, – отвечаете вы, – можно сделать и нерелигиозное обоснование для них. Важное свойство больших мировых религий состоит в том, что их ритуалы зафиксированы сотнями лет. Позволение людям нарушать законы в религиозных целях делает религиозных людей очень довольными, но не ослабляет законы. В конце концов, мы все знаем, где практики больших американских религий входят в конфликт с секулярными законами, и всё это не очень-то и важно. Так что общий принцип «Я позволю людям нарушать законы, если это необходимо для устоявшихся и хорошо известных религиозных ритуалов» несёт довольно мало риска и делает людей счастливыми не угрожая концепции закона вообще. Но общий принцип «Я позволю людям нарушать законы в рекреационных целях» несёт много риска, потому что он служит довольно сильным оправданием для почти кого угодно нарушить почти какой угодно закон. Я был бы рад предоставлять в государственных учреждениях каждому его любимую еду. Но если я приму ваш запрос пасты, потому что вы любите пасту, мне придётся и дальше следовать общему принципу и предоставлять всем именно ту еду, которую они больше всего хотят, что было бы непомерно дорого. Предоставляя же иудеям кошерную еду, я могу удовлетворить их довольно сильное предпочтения, не будучи вынужденным удовлетворить чьи-то ещё.

Хорошо замаскированный атеист

На следующий день лидер атеистов приходит вновь. На нём накладные усы и сомбреро.

– Я представляю Церковь Вождения со Скоростью 50 Миль в Час в Зоне Ограничения 30 Миль в Час, – говорит он. – Для членов нашей церкви езда со скоростью хотя бы на двадцать миль в час выше установленного предела священна. Пожалуйста, предоставьте нам исключение из правил дорожного движения.

Вы решаете подыграть.

– Как долго существует ваша религия, и как много у вас людей? – спрашиваете вы.

– Не очень долго, и не очень много людей, – отвечает он.

– Вижу, – говорите вы. – в таком случае вы секта, а вовсе не религия. Извините, мы не ведём дел с сектами.

– В чём конкретно разница между сектой и религией?

– Разница в том, что секты основаны довольно недавно и довольно малы, поэтому мы подозреваем, что они существуют с целью получения преимущества за счёт особой роли, которую мы отводим религии. Создание исключения для вашей секты угрожало бы надёжности нашего предварительного обязательства наказывать нарушителей закона, потому что это означало бы, что кто угодно, желающий нарушить закон, может просто основать секту для этого.

– Как моей секте стать настоящей религией, заслуживающей юридических преимуществ?

– Ей нужно быть достаточно древней и уважаемой, чтобы версия о том, что она создана для получения преимущества над законами была неправдоподобной.

– Звучит как непростое дело.

– Или, как вариант, вы можете попробовать написать несколько отвратительных научно-фантастических романов и нанять толпу адвокатов. Я слышал, это теперь тоже работает.